Национальные исследовательские университеты: перспективный инструмент развития высшего образования в России

24.04.2009

24 апреля 2009 года в конгресс-центре гостиницы «Мариотт Роял Аврора» состоялся круглый стол «Национальные исследовательские университеты: перспективный инструмент развития высшего образования в России».

 

Организаторами мероприятия выступили Комитет ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям и компания ФОК (Финансовый и организационный консалтинг).

 

В работе круглого стола приняли участие Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям В. Д. Рудашевский, Заместитель директора департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Министерства образования и науки РФ С. В. Лебедев, Председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х. Д. Чеченов, Первый заместитель Председателя Комитета ГД РФ по образованию Ю. С. Карабасов, Управляющий партнер компании ФОК М. А. Фурщик, а также представители высшего руководящего звена ведущих московских и региональных ВУЗов.

 

Мероприятие вел В. Д. Рудашевский. В своем вступительном слове он отметил, что «по многим параметрам высшая школа России нисколько не уступает лучшим западным университетам. Однако ей явно не хватает эффективной модели коммерческого освоения вырабатываемых инновационных идей и технологий». Рудашевский напомнил собравшимся, что в ходе реформы системы высшего образования было предложено несколько новых форм организации научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Одной из таких форм является система национальных исследовательских университетов (НИУ).

 

Более подробно о работах по созданию сети НИУ собравшимся рассказал представитель Министерства образования и науки РФ С. В. Лебедев. По его словам, миссия НИУ заключается в подготовке высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности, а также в проведении фундаментальных исследований по широкому спектру наук и последующем коммерческом освоении полученных результатов.

 

Статус национального исследовательского университета может получить любой ВУЗ, прошедший соответствующий конкурс. В настоящий момент, пояснил С. В. Лебедев, Министерство образования и науки РФ заканчивает разработку нормативных актов, которые позволят провести первый конкурс. На первое время запланировано создание 15 ВУЗов категории НИУ. 2 из них – МИСИС и МИФИ – специальным указом Президента РФ уже получили соответствующую категорию, поэтому на конкурс будет выставлено 13 мест.

 

С. В. Лебедев отметил, что конкурс, скорее всего, будет проходить в два этапа: на первом этапе экспертная комиссия будет рассматривать инновационные проекты ВУЗов-кандидатов, а также их показатели по ряду параметров (кадровый, научно-исследовательский потенциал, состояние материально-технической базы и т.д.), на втором этапе уже собственно конкурсная комиссия будет принимать окончательное решение.

 

ВУЗы, прошедшие конкурсный отбор на присвоение категории НИУ, получат финансирование на развитие профильной научно-исследовательской инфраструктуры. Непрофильные компоненты (например, гуманитарные факультеты технических ВУЗов) финансироваться по этой программе не будут.

 

Х. Д. Чеченов в своем выступлении остановился на законодательном аспекте создания сети НИУ. По его словам, в рамках данной программы ВУЗы и НИИ должны активно участвовать в коммерциализации собственных разработок через систему малого и среднего предпринимательства. А для этого необходимо внести ряд изменений в законодательство и отменить для подобного рода предприятий НДС и налог на прибыль.

 

М. А. Фурщик отметил, что успех того или иного ВУЗа в конкурсе на присвоение статуса НИУ во многом зависит от того, насколько грамотно будет составлена конкурсная заявка и квалифицированно обеспечено ее сопровождение на всех этапах рассмотрения.

 

Фурщик обратил внимание собравшихся на то, что работу по подготовке заявки нужно начинать уже сейчас. Эксперт посоветовал ВУЗам уделить максимум внимания проработке концепции заявки.

 

С организационной точки зрения Фурщик предложил проводить работу в три этапа: сбор аналитического материала, обоснование конкурентных преимуществ ВУЗа и четкая системная работа по сведению всего разнообразия полученных данных в итоговый концептуальный документ. Для проведения подобной работы ВУЗу желательно привлечь внешних консультантов.

 

Также в ходе круглого стола обсуждались организационно-правовые, финансовые, методические вопросы, связанные с созданием сети НИУ. Активно обсуждалась проблема взаимодействия ВУЗов и бизнеса. Представители МИФИ, МИСиС, Владимирского государственного университета и Южно-российского государственного технического университета рассказали о своем опыте взаимодействия с бизнесом.

 

24.04.2009. Фото № 1 24.04.2009. Фото № 2
24.04.2009. Фото № 3 24.04.2009. Фото № 4
24.04.2009. Фото № 5 24.04.2009. Фото № 6

Архив