Главные новости

11 сентября 2018  Моисей Фурщик выступил на конференции «Межрегиональная кооперация для привлечения инвестиций в сферу туризма» в рамках ВЭФ-2018

9 июля 2018 Моисей Фурщик выступил на расширенном заседании Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике на тему: «Актуальные вопросы функционирования и совершенствования Государственной информационной системы промышленности»

14 июня 2018 Моисей Фурщик выступил модератором дискуссионной площадки «Транспортно-логистический индекс региона» в рамках форума «Лидеры Логистики - 2018»

24 мая 2018 Форум «Лидеры Логистики» объединяет лидеров логистической отрасли в России

23 мая 2018 В деловом журнале «Инвест-Форсайт» вышла новая колонка Моисея Фурщика «Как измерять инвестиционный потенциал регионов?»

22 мая 2018 Компания ФОК - в тройке крупнейших стратегических консультантов России согласно рейтингу РА

Все новости

В журнале «Морские порты» вышла статья руководителей Компании ФОК Виталия Дербеденева и Моисея Фурщика

27.04.2018

Механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) появился в России в конце 2014 года, и к настоящему моменту на Дальнем Востоке создано уже 18 ТОР, которые находятся на разных этапах своего становления.

В плане перспективного развития одной из крупнейших ТОР «Беринговский», расположенной в Чукотском автономном округе, ― реализация значимых проектов по освоению месторождений полезных ископаемых и масштабных проектов по созданию транспортной инфраструктуры. В том числе предполагается строительство нового глубоководного круглогодично работающего порта в бухте Аринай Берингова моря проектной мощностью на первом этапе более 12 млн тонн грузов в год с возможностью ее существенного наращивания после 2028 года.

 

В.А.Дербеденев, к.э.н., генеральный директор ООО «Финансовый и организационный консалтинг»

М.А.Фурщик, к.э.н., управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг»

 

CКАЧАТЬ ПУБЛИКАЦИЮ

 

Экономические факторы ТОР

 

Идея инструмента ТОР заключается в том, чтобы создать систему преференций, позволяющую резко повысить привлекательность непростого дальневосточного региона для инвесторов. Эта система включила в себя не только налоговые стимулы, но и дополнительное федеральное финансирование на инфраструктуру, а также упрощенные административные процедуры. Причем эффект от этих мер должны ощутить на себе как крупнейшие инвесторы, так и малые предприятия, которые тоже могут быть резидентами ТОР.

 

Вмести с тем, механизм ТОР подразумевает не беспорядочную раздачу льгот и освоение федеральных средств, а целенаправленную и долгосрочную работу по выращиванию наиболее перспективного бизнеса в конкретных локациях. Для реализации такого подхода российским законодательством предусмотрена разработка специального стратегического документа – Плана перспективного развития ТОР. Он включает в себя разделы по менеджменту, маркетингу, финансам, инфраструктуре и другим целевым направлениям.

 

Осенью 2016 года международный консорциум в составе крупнейшей азиатской консалтинговой компании Nomura Research Institute (Япония) и ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (Россия) выиграл конкурс на разработку таких планов для 10 ТОР в 7 регионах Дальнего Востока. И сейчас 9 из 10 разработанных проектов планов уже утверждены соответствующими наблюдательными советами ТОР.

 

В качестве примера Плана перспективного развития ТОР интересно рассмотреть самую крупную и наиболее удаленную территорию опережающего развития. Это ТОР «Беринговский» на Чукотке, созданная в августе 2015 года. Ее площадь – 15,9 млн га, она включает в себя город Анадырь и значительную часть Анадырского района.

 

ТОР «Беринговский» примечательна тем, что в результате реализации плана ее развития здесь должна быть построена важная инфраструктура, которая даст толчок к развитию всего региона. В первую очередь это касается транспортной инфраструктуры, ее недостаток в Чукотском автономном округе ощущается наиболее остро. В настоящее время на Чукотке полностью отсутствуют железные дороги, а морские порты функционируют 3-5 месяцев в году. Но в ближайшие годы ситуация должна коренным образом измениться.

 

По состоянию на начало 2018 года управляющей компанией ТОР зарегистрировано 24 резидента с инвестиционными проектами, находящимися на разной стадии реализации: от проектирования и строительства производственных объектов до осуществления операционной деятельности.

 

Потенциал рассматриваемой территории в значительной степени определяется наличием запасов полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, золото, серебро, ртуть, вольфрам), а также близостью к странам АТР. С другой стороны, развитие промышленности существенно осложняется неблагоприятными климатическими условиями, слабой развитостью инженерной и транспортной инфраструктуры и низкой плотностью населения.

 

По результатам всестороннего анализа, проведенного в рамках подготовки Плана перспективного развития ТОР «Беринговский», были выявлены отрасли, размещение которых на данной территории даст максимальный эффект для экономики региона и ДФО. С целью раскрытия потенциала территории было решено сконцентрироваться на двух блоках проектов.

 

 

Два блока проектов, а в центре – круглогодичный порт

 

В первый блок вошли крупные проекты, направленные в первую очередь на увеличение валового регионального продукта, доходов бюджета и населения, развитие инфраструктуры. Среди наиболее значительных проектов, реализация которых будет происходить в ближайшие годы, следует отметить разработку Амаамского и Верхне-Алькатваамского угольных месторождений, освоение ряда месторождений золота и серебра, увеличение добычи газа на Западно-Озерском месторождении и газификацию города Анадырь.

 

Значение этих проектов для развития Чукотки сложно переоценить. Кроме того, их реализация будет сопровождаться масштабным строительством транспортной инфраструктуры. В частности, будет построено более 120 км дорог с твердым покрытием (рост суммарного показателя региона на 15%), проложена первая железная дорога, а также сооружен первый в Чукотском автономном округе  глубоководный круглогодично работающий морской порт в бухте Аринай. В зимнее время бесперебойность работы порта будет обеспечивать небольшой ледокол.

 

Бухта Аринай, по сути, представляет собой лагуну, пресноводное озеро длиной 8,5 км, шириной 1,5 км, максимальной глубиной 27 метров, отделенное от морской акватории узкой галечной косой. Озеро замерзает в конце октября, а полностью очищается ото льда в конце июня – начале июля.

 

В первое время порт будет ориентирован на перевалку угля с Амаамского и Верхне-Алькатваамского угольных месторождений. Мощность угольного терминала составит 12 млн тонн в год. На следующем этапе предусмотрено строительство контейнерного и нефтеналивного терминалов. Контейнерный терминал заменит северный завоз на круглогодичную доставку грузов для нужд населения округа и сможет обрабатывать до 5 тыс. TEU в год. Нефтеналивной терминал обеспечит перевалку нефти с месторождений Телекайского участка в объеме около 300 тыс. тонн в год.

 

Второй блок – это пул проектов малых и средних предприятий, роль которых состоит в улучшении качества жизни населения за счет развития местного производства и сферы услуг, а также за счет создания новых рабочих мест. В частности, предполагается развитие тепличных хозяйств, цехов по переработке рыбы, производству колбасных изделий, напитков и бутилированной воды, по изготовлению и ремонту лодок и многих других предприятий, а также сооружение водоочистной и ветроэнергетической станций.

 

Эффект от реализации проектов малых и средних предприятий приведет к существенному росту обеспеченности жителей округа качественной питьевой водой, снижению заболеваемости населения и увеличению оборота и доли занятых в малом бизнесе.

 

В общей сложности реализация Плана перспективного развития ТОР «Беринговский» обеспечит к 2028 году повышение реальных доходов населения Чукотки более чем на 20%, рост доходов регионального бюджета почти на 15%, увеличение ВРП округа более чем на 20%. Важно отметить, что большинство запланированных проектов не смогли бы реализоваться без использования льготных механизмов ТОР.

 

В среднесрочной перспективе улучшение инфраструктуры создаст условия для разработки месторождений нефти, ртути и вольфрама. Долгосрочные задачи носят более масштабный характер. После 2028 года в морском порту в бухте Аринай, как уже отмечалось, планируется строительство контейнерного и нефтеналивного терминалов, строительство мини-НПЗ для обеспечения Чукотки нефтепродуктами собственного производства, комплексное развитие альтернативной энергетики, а также постепенное превращение порта в опорный пункт на Северном морском пути.

 

 

 
,
 

 

Издание: Морские порты, №2 (163) 2018

Год публикации: 2018

Автор: Моисей Фурщик , Виталий Дербеденев


Архив