Источник: журнал "Качество образования"

 

Автор: Фурщик М.А., Глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, Управляющий партнер Компании ФОК, к.э.н.

 

Крупный бизнес и система профессионального образования

 

Демография и кадры

В настоящее время широко обсуждается проблема дефицита кадров по целому ряду специальностей. При этом в обозримом будущем ситуация может стать еще более сложной. Численность молодежи в России будет снижаться, поэтому приток новых работников уменьшится. Как показано на Рис.1, к 2025 году численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет снизится на 17% по сравнению с 2016 годом.

 

 

Рис. 1. Прогнозная динамика численности молодежи в России (возраст - от 14 до 30 лет), млн. человек[1]

 

В такой ситуации бизнесу необходимо все больше делать ставку не на количество, а на качество молодых специалистов.

При этом динамика численности населения не является однородной, а сильно зависит от экономико-географических факторов.

Так, в большинстве крупнейших российских городов демографические показатели являются достаточно благоприятными за счет активного притока населения. Здесь же располагается и основная часть ведущих учебных заведений. Поэтому в мегаполисах основной задачей крупных компаний является борьба за получение лучших молодых кадров из достаточно объемного потока.

Однако за пределами ведущих агломераций ситуация кардинально отличается (см. Рис.2). Особенно это касается удаленных и старопромышленных городов. Здесь часто наблюдается существенный отток населения, причем уезжает, в значительной степени, именно перспективная молодежь (как на учебу, так и в поиске лучшего места работы и проживания).

 

 

Рис. 2. Примеры изменения численности населения городов в 2002-2017 гг., %.

 

При этом большинство крупнейших российских промышленных предприятий располагается вдалеке от мегаполисов, то есть в максимальной степени ощущает на себе проблему нехватки квалифицированных молодых кадров. Здесь бизнесу приходится не просто привлекать специалистов, а выращивать их. Это включает в себя содействие школьному обучению, профессиональную ориентацию, поддержку получения профильного образования и стимулирование прихода на работу в компанию после окончания вузов и ссузов, находящихся в других городах.

Таким образом, существующие тенденции вынуждают крупный российский бизнес быть не только потребителем результатов работы образовательной системы, но и активно участвовать в ее функционировании.

 

Крупный бизнес: точки влияния на образовательный процесс

Участие крупного бизнеса в подготовке кадров может начинаться со школьной скамьи. Это особенно актуально для предприятий, расположенных вдали от основных российских агломераций. В таких населенных качество общего образования часто находится на невысоком уровне, образовательные учреждения испытывают проблемы с преподавательским составом и материально-технической базой.

Уже на этой стадии образовательного процесса бизнес может внести существенный вклад за счет умеренных по масштабу, эффективных вложений. Прежде всего, речь идет о выплате надбавок лучшим учителям, формировании профильных классов с поставкой необходимого оборудования и привлечении школьников к реальным производственным процессам. Такое привлечение может начинаться с простых экскурсий, а заканчиваться практическими занятиями. Кроме того, хорошие результаты может дать организация научно-технических и творческих конкурсов, летних лагерей, сборов и т.д. В крупных городах возможно формирование как отдельных детских технопарков, так и соответствующих структур в рамках действующих технопарков и бизнес-инкубаторов.

Например, УГМК открыла в нескольких городах инновационные центры по робототехнике, которые еженедельно посещают более 2000 детей в возрасте от 6 до 18 лет. А в рамках обучающих программ СУЭК школьники разработали уже более 150 бизнес-проектов, максимально приближенных к реальной деятельности компании. В свою очередь, «Северсталь» открыла в 2 школах Череповца специализированные классы по профилю «Электроэнергетика и электротехника» и «Металлургия».

Такая активная политика крупного бизнеса позволяет не только повысить качество школьного образования, но и решать задачи по профессиональной ориентации молодежи, развитию самостоятельности и креативности.

Следующий этап – это система начального и среднего профессионального образования. Этот сегмент в течение длительного времени был на периферии внимания государства и общества, которое концентрировалось почти исключительно на вузах. В результате, многие учреждения НПО и СПО были закрыты либо существенно отстали в материально-техническом оснащении от требований сегодняшнего дня. Причем масштабные сокращения коснулись даже таких традиционных индустриальных регионов, как Челябинская область (уменьшение приема в государственные и муниципальные образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена с 2005 по 2015 год составило 29%), Тульская (-36%), Воронежская (-38%) и Новосибирская (-32%) области, Хабаровский край (-32%) и Удмуртия (-41%).

Однако для промышленных предприятий эта часть образовательной системы имеет ключевой характер, поэтому все чаще крупный бизнес берет на себе вопросы подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Как видно на Рис.3, с 2005 по 2015 год в целом по России прием в государственные и муниципальные образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена сократился на 21,1%, а в частные – вырос на 37,7%. В результате, доля частных образовательных организаций в этом сегменте всего за 10 лет выросла в 1,7 раза. Пока это не очень много (8,5%), но тенденция является достаточно серьезной. Эта тема активно развивается в Москве и Московской области, Татарстане, Ставропольском крае, Новосибирской области и ряде других регионов.

 

Рис.3. Прием в образовательные организации по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел.[2]

 

Но крупному бизнесу не обязательно решать возникающие проблемы за счет создания собственных организаций НПО и СПО. Если на территории присутствия имеется действующее профильное учреждение, то в большинстве случаев более эффективным бывает вложение в его развитие или организация совместных программ. Ключевые инструменты сотрудничества – это закупка современного оборудования, включение студентов в производственные процессы компании, участие наиболее квалифицированных специалистов предприятия в образовательной деятельности и вовлечение в систему World Skills.

Ярким примером является проект «Будущее белой металлургии», реализованный Группой ЧТПЗ совместно с Первоуральским металлургическим колледжем и Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. В результате, для обучения 600 студентов был создан современный учебный корпус площадью 5000 кв. м, в котором установлено более 100 единиц оборудования. Из 1 млрд. рублей инвестиций более 800 млн. рублей составили вложения Группы ЧТПЗ.

В отличие от рассмотренных выше элементов образовательной системы, взаимодействие бизнеса с вузами не имеет столь выраженной территориальной зависимости. При выборе партнерских организаций высшего образования важнее наличие профильных специальностей и общее качество обучения, а не близость к тому или иному предприятию. Хотя для удаленных производств, конечно, возникают дополнительные сложности с привлечением и удержанием подготовленных молодых специалистов.

Как отмечает Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов,  «в России сложился «сверхнаезд» высшего образования. 83% людей, которым 17 лет, собираются получать высшее образование»[3]. А при избыточном количестве студентов вузов, по словам заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгения Гонтмахера, происходит «девальвация профессионального образования, которая приводит к тому, что система образования производит все более худший продукт»[4].

В такой ситуации бизнес заинтересован не просто в привлечении выпускников профильных вузов, а в отборе лучших из них и в содействии повышению качества высшего образования хотя бы в рамках своих специальностей.

Помимо традиционного «целевого набора» в нынешних условиях крупному бизнесу имеет смысл рассматривать и следующие возможности сотрудничества с университетами:

  • Организация совместных кафедр, лабораторий, учебных центров (этот вариант является наиболее масштабным, системным и дорогостоящим).
  • Привлечение студентов для прохождения практики и проведения НИОКР (не очень затратная опция, которая при правильной организации часто дает хорошие результаты).
  • Участие компании или ее акционеров в формировании эндаумента университета (в основном, имиджевый инструмент, который также является дополнительной опорой для стабильности долгосрочного сотрудничества).
  • Проведение научно-технических конкурсов, слетов, летних школ, деловых игр, симпозиумов и т.д. (средний по стоимости имиджевый инструмент, который позволяет лучше познакомить студентов со спецификой работы компании, а также содействовать отбору наиболее подходящих молодых кадров).
  • Выплата корпоративных и именных стипендий (мера, позволяющая при умеренных затратах добиться высокой лояльности к компании со стороны наиболее перспективных студентов).
  • Организация дистанционного обучения и повышения квалификации для сотрудников компании без отрыва от производства (экономичный и современный инструмент, позволяющий повысить качество имеющегося человеческого капитала, но не нацеленный на привлечение новых специалистов).

Выбор оптимальной конфигурации из этих опций является индивидуальной и непростой задачей для компании. Ее решение должно вырабатываться в зависимости от имеющихся ресурсов, краткосрочных потребностей и долгосрочных целей корпорации.

Например, НК «ЛУКойл» создала кафедры в РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, «Трансмашхолдинг» - в ДГТУ и РГУПС, в то время как многие другие крупные холдинги не считают целесообразным использование такого формата.

Другой частью задачи по организации эффективного взаимодействия с вузами является выбор университетов-партнеров. Не всегда имеет смысл идти по наиболее очевидному пути концентрации усилий на традиционных отраслевых вузах. Такие вузы могут оказаться недостаточно сильны для решения специфических задач компании или перегружены программами сотрудничества с предприятиями-конкурентами. Во многих случаях эффективным бывает развитие партнерства с более сильными универсальными вузами или же целенаправленное «выращивание» определенной специализации в региональном университете.

Например, МФТИ имеет масштабные партнерские и исследовательские программы с ПАО «Газпром нефть» и НК «Роснефть», хотя и не является специализированным нефтегазовым университетом. Кроме того, Физтех успешно сотрудничает со Сбербанком, ВТБ, ЕВРАЗ, ОАК, КРЭТ и многими другими компаниями из различных секторов экономики.

Наиболее передовые вузы и сами занимают активную позицию в организации системных контактов с бизнесом. Например, Томский политехнический университет является членом Союза «МПО работодателей Томской области» (региональное отделение РСПП). Это позволяет активно взаимодействовать с крупнейшими предприятиями, находясь с ними в рамках одной повестки.

 

Государственные программы и проекты: эффект рычага

Конечно, крупный бизнес имеет значительные возможности для поддержки образовательных процессов. Однако наибольшего результата можно достигнуть, если корпорация не в одиночку решает собственные задачи подготовки кадров, а опирается на существующие государственные проекты и программы. В таком случае возникает эффект рычага, когда в результате умеренных затрат получается весьма убедительный результат.

Например, компания может не полностью самостоятельно создавать технопарк или детский учебный центр, а встроиться в Приоритетный проект Российской Федерации «Доступное дополнительное образование для детей», предполагающий создание и функционирование детских технопарков «Кванториум». В таком случае бизнес может предложить софинансирование и организацию собственных программ.

Другой пример – Приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров», предполагающий предоставление на конкурсной основе субсидий регионам из федерального бюджета на развитие системы среднего профессионального образования в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, соответствующими стандартам «Ворлдскиллс Россия». Участие крупного бизнеса в этом процессе поможет сделать региональную заявку более прагматичной, что существенно повысит ее шансы на победу в конкурсном отборе.

Еще один интересный приоритетный проект – «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он предусматривает выделение средств федерального бюджета на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов с учетом стратегий их социально-экономического развития.

Естественно, что приведенными примерами возможности сотрудничества бизнеса и государства не ограничиваются. Есть еще целый набор вариантов эффективного и взаимовыгодного участия бизнеса в реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Кроме того, можно применять механизмы ГЧП/МЧП для строительства школ, учебных корпусов и т.д.

При этом необходимо отметить, что для реализации большинства таких опций требуется активное участие региональных властей, так как именно они чаще всего должны быть официальными заявителями в программы и проекты федерального уровня либо публичной стороной в проектах ГЧП. Поэтому важной задачей крупного бизнеса является не только проработка возможных вариантов использования федеральных инструментов поддержки образования, но и выстраивание конструктивных отношений с органами власти соответствующих регионов.

 Кроме того, не стоит недооценивать и роль ведущих бизнес-ассоциаций. В рамках таких общественных объединений возможна интеграция усилий нескольких крупных компаний, запуск коммуникационных площадок в формате «корпорации – органы власти – образовательные организации» и обмен передовым опытом. Помимо этого, бизнес-ассоциации могут проводить независимые исследования проблем образовательной системы и потребностей реального сектора экономики, что позволит гораздо эффективнее расходовать бюджетные и частные средства. Также сотрудничество с профессиональным сообществом требуется для разработки и продвижения инициатив по изменению нормативной базы.

Таким образом, наиболее эффективная поддержка крупным бизнесом образовательных процессов возможна в случае четкого анализа собственных кадровых потребностей, максимально полного использования профильных федеральных инструментов, а также эффективного взаимодействия с региональными органами власти и ведущими бизнес-ассоциациями.

 



[1] По данным «Демографического прогноза до 2035 года», Росстат, 2017 г.

[2] По данным «Регионы России. Социально-экономические показатели», Росстат, 2016 г.

[3] Я.Кузьминов «Образование и стратегии личного успеха» (Выступление в рамках проекта «От первого лица» «Полит.ру» в Политехническом музее), 2010 г.

[4] https://www.business-gazeta.ru/article/344693

 


Издание: Качество образования

Год публикации: 2017

Автор: Моисей Фурщик