Реструктуризация предприятий коммунальной энергетики

 

Отрасль ЖКХ принято считать «черной дырой» российской экономики. Но так ли безнадежна ситуация?

В 90-е годы сходное мнение существовало об угольной промышленности, на дотации которой уходило более 1% ВВП. Однако после проведения решительных реформ отрасль оказалась привлекательной для инвестиций и перестала быть обузой для бюджета. Вряд ли стартовое положение в ЖКХ радикально хуже.

Более того, если взять в качестве примера коммунальную энергетику, то она выполняет в энергетической отрасли функции, во многом близкие к рознице. А в большинстве отраслей розничное звено – весьма привлекательное, так как находится ближе всего к «живым» деньгам, к конечным потребителям. Здесь же коммунальные предприятия до сих пор остаются в гораздо более плачевном состоянии, чем большая энергетика.

Видимо, причины кроются не столько в специфике отрасли, сколько в структурных проблемах: отсутствии конкуренции, низкой прозрачности, незаинтересованности менеджмента в получении прибыли, сложности привлечения инвестиций. Все это не только заведомо программирует предприятие на неэффективную деятельность, но и является предпосылками для их коренной реструктуризации.

Можно предложить следующие основные принципы реструктуризации:

  • Разграничение естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности. При этом эффективное формирование конкурентной среды возможно только при жестком регулировании монопольного сегмента (как в части тарифов, так и по условиям доступа к инфраструктуре), что должно обеспечить равные условия для различных компаний, действующих в рыночном сегменте.
  • Обеспечение жизнеспособности формируемых компаний. Важно, чтобы при разделении муниципальных предприятий по видам деятельность, часть создаваемых компаний не оказалось заведомо обреченной на банкротство.
  • Проведение внутренней оптимизации компаний. Структурные реформы должны стимулировать действия компаний по повышению собственной эффективности: оптимизацию организационной структуры, снижение издержек, рост качества управления финансами, сокращение непрофильных активов, повышение профессионального уровня персонала, совершенствование системы мотивации и т.д. Только в этом случае будет достигнут позитивный результат реструктуризации.
  • Обеспечение прозрачности процесса реформирования. Информационная открытость способствует как предотвращению злоупотреблений, так и повышению доверия общества к проводимым реформам.

Такая реструктуризация подразумевает распределение активов и пассивов муниципального предприятия между вновь образованными юридическими лицами. Если основные фонды относительно жестко привязаны к видам деятельности, то по другим статьям есть значительный простор для принятия решений. При этом ключевом вопросом, в конечном счете, является распределение накопленных муниципальным предприятием проблем (долгов и пр.).

Как ни странно, предпочтительным вариантом его разрешения является передача существенной части негатива не на монополиста, а на конкурентные компании. Это обусловлено тем, что монополист будет бороться с проблемами испытанными методами – добиваться очередной порции дотаций или роста тарифов. В то же время рыночная компания скорее пойдет по пути оптимизации. Кроме того, наличие у нее определенных стартовых проблем облегчит формирование конкурентной среды, так как традиционный участник не будет заведомо слишком сильным. Но при этом важно соблюдать умеренность, не обрекая компанию на заведомый крах излишним грузом начальных долгов.

Юридические схемы реорганизации муниципальных унитарных предприятий коммунальной энергетики могут быть достаточно разнообразными.

Наиболее простой с точки зрения объема проводимых изменений вариант – передача части имущества муниципального предприятия  частной компании посредством заключения договоров обслуживания, аренды, организации простого товарищества. Его модификация - предварительный вывод этих активов из хозяйственного ведения МУП с последующей передачей в аренду частной управляющей компании непосредственно муниципалитетом.

Другой вариант – акционирование. При этом МУП может быть предварительно разделен, а монопольная часть - не акционироваться. В дальнейшем часть образованных акционерных обществ может быть приватизирована, либо их акции переданы в доверительное управление.

Дополнительным и весьма перспективным инструментом могут стать концессии, но пока этот вопрос не урегулирован законодательно.

Конечно, не может быть одной универсальной схемы реструктуризации. В разных регионах схемы априори должны отличаться из-за различных возможностей формирования конкурентной среды, масштабов накопленной задолженности, технологических особенностей, организационно-правовой формы предприятия коммунальной энергетики.

Однако общее направление реформирования – повышение конкуренции в отрасли и эффективности предприятий – представляется достаточно определенным. Важно не затягивать начало этого движения, иначе проблемы коммунальной энергетики будут только усугубляться.


Издание: Журнал «ЖКХ»

Год публикации: 2005

Автор: Моисей Фурщик