Почему инвесторы опасаются ГЧП?


Выработка комплексной Антикризисной программы – дело правильное и нужное. Но, к сожалению, среди 7 приоритетов программы отсутствует такая мера, как бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты. А ведь в условиях сокращения частных вложений в экономику, бюджетные инвестиции в инфраструктуру играют ключевую стабилизирующую роль и закладывают фундамент для будущего роста.

 

К примеру, активное использование этого антикризисного инструмента позволило Китаю – единственной крупной экономике мира – сохранить значительные темпы роста. Более того, в условиях кризиса китайское правительство дополнительно выделило на инфраструктурные проекты 590 млрд долларов.

 

Важность значительных вложений в инфраструктуру признается даже в бастионе экономического либерализма – в США. Масштабные инвестиции в инфраструктуру способствовали преодолению депрессии при президентах Ф. Рузвельте и Д. Эйзенхауэре. Важная роль отводится им и в антикризисной программе Б. Обамы.

 

На пороге кризиса Россия была неплохо подготовлена к реализации тех шагов, которые сейчас предпринимают Китай и США. В предыдущие годы были созданы специальные механизмы инфраструктурного развития – Инвестиционный фонд РФ и Особые экономические зоны (ОЭЗ). Более того, к началу 2009 года в рамках данных механизмов были отобраны проекты с объемом государственных вложений в сотни миллиардов рублей.

 

Однако сейчас Правительство РФ собирается потратить более 1 трлн рублей на не вполне очевидные меры поддержки банковского сектора и содержание многомиллионной армии безработных. И в то же время постоянно откладывает выделение порядка 10 млрд. руб. на финансирование из средств Инвестиционного фонда РФ 19 инвестиционных проектов регионального уровня, одобренных Правительственной комиссией РФ 25 декабря 2008 г.

 

А ведь инфраструктурные проекты регионального уровня способны в краткосрочной и среднесрочной перспективе поддержать реальный сектор экономики (строительство дорог, жилья, запуск новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий), создать тысячи новых рабочих мест, снизить социальную напряженность в наиболее проблемных субъектах Федерации.

 

В кризисной ситуации логично было бы провести дополнительную ревизию одобренных инфраструктурных проектов и резко активизировать вложения в наиболее актуальные из них. На 2010-2011 гг. необходимо выделить около 200-300 млрд рублей на аналогичные проекты. Это значительно меньше тех сумм, которые Правительство собирается потратить «здесь и сейчас».

 

На мой взгляд, правительственной «Программе антикризисных мер» явно не хватает агрессивности, то есть вложений в инфраструктурную базу будущего роста, стимулирования реальных инвестиционных проектов. Вряд ли упор на массированные социальные выплаты и не очень эффективный механизм государственных гарантий позволят российской экономике в сжатые сроки вернуться на траекторию быстрого роста.

 

Уверен, если активно и грамотно использовать механизм ГЧП в качестве одного из основных антикризисных инструментов, то можно рассчитывать на рост ВВП в 2010 и 2011 гг. (по отношению к 2008 г.) на 1 и 8% соответственно. В противном случае ВВП сократится на 5% уже в 2010 г.


Издание: Журнал «РЖД-Партнер», № 8

Год публикации: 2009

Автор: Моисей Фурщик