Главные новости

18 октября 2019 В журнале «Вестник экономики» вышло интервью Моисея Фурщика «На расширение деятельности ЕАЭС больше всего влияет прямое вступление новых членов»

4 октября 2019 Вышли комментарии Моисея Фурщика о том, с чем связан бурный рост индустриальных парков, в свежем номере журнала «Деловая репутация»

4 октября 2019 ММТП совместно с ФОК и московскими художниками создали гигантское панно «Врата в Арктику»

3 октября 2019 Компания «Финансовый и организационный консалтинг» и ООО «ДИАНЕЖ-Р» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития индустрии туризма

1 октября 2019 На форуме «Евразийская неделя» обсудили перспективы расширения экономических аспектов гуманитарного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза

26 сентября 2019 Компания ФОК принимает участие в крупнейшем международном деловом форуме на пространстве ЕАЭС – Евразийской неделе

Все новости


Особая экономическая зона – резерв для стратегического развития

 

Преимущества особых экономических зон (ОЭЗ).
Идея особых экономических зон – это формирование точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. Статус ОЭЗ присваивается по результатам федерального конкурса, на котором рассматриваются заявки регионов.
Для инвесторов механизм особых экономических зон ОЭЗ предполагает преференции по трем направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Еще одним важным фактором является гарантированная комплексная застройка выделенной территории, что может обеспечить для инвесторов синергетический эффект. Например, строительство 5-звездочной гостиницы, очевидно, будет более успешным проектом, если вокруг будет не серые жилые здания, а современные развлекательные комплексы, оздоровительный центры, парки и т.п.
Для региона выгоды от ОЭЗ, на первый взгляд, менее очевидны. Налоговые льготы, в основном предоставляются за счет субъекта федерации и муниципальных образований. Кроме того, требуется участие в финансировании инфраструктуры. Поэтому в течение первых 3-5 лет заметных бюджетных эффектов от особой зоны ждать не стоит. Однако будут и другие позитивные результаты. Сразу же резко вырастет имидж региона, что повысит его привлекательность для вложений. Появятся новые рабочие места, увеличатся инвестиции. Кроме того, более интенсивно начнет развиваться бизнес на территории, смежной с ОЭЗ. А там никаких льгот не будет. Поэтому через некоторое время все-таки появится ощутимый бюджетный эффект. 
Таким образом, решение о создании особой экономической зоны нацелено скорее не на краткосрочный, а на стратегический результат.


Виды ОЭЗ и перспективы для Петропавловска-Камчатского.
В России определены три типа ОЭЗ: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные. В ближайшее время должны появиться портовые зоны.
Сейчас уже создано 4 технико-внедренческие зоны, и в ближайшее время новых конкурсов не планируется. Предполагается, что в дальнейшем акцент будет делаться на технопарках, но это отдельная тема.
По остальным типам ОЭЗ ожидаются новые конкурсы.
По заказу МЭРТ РФ наша компания совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве России в ноябре-декабре 2006 года выполнила проект по теме «Исследование возможности расположения промышленно-производственных и портовых особых экономических зон на Дальнем Востоке». Основание для проведения этого проекта было активное желание российского руководства, чтобы в регионе все-таки появились ОЭЗ. А результаты предыдущих конкурсов были для региона удручающими, что вызвало недовольство даже Президента России. Поэтому новые конкурсы вряд ли состоятся, пока Дальний Восток не будет готов достойно выступить на них. Результаты нашего проекта показали, что предпосылки для подготовки качественных заявок на создание ОЭЗ имеются. Но для их реализации необходимо осуществиться серьезную работу. Центр, видимо, будет этому помогать.
Что касается Петропавловска-Камчатского, то по промышленным зонам он пока не находится в числе потенциальных лидеров. Наверное, этот тип ОЭЗ в настоящий момент не должен быть приоритетным.
Ситуация с портовыми зонами кажется более перспективной. Однако пока лучшие позиции у портов Восточный и Ванино, а также у аэропорта Хабаровск. Такое преимущество – вещь относительная и теоретически может быть преодолено. Но при этом надо заранее быть готовым к решению этой сложной задачи, понимая отсутствие каких-либо гарантий успеха.
Наиболее перспективны для Петропавловска-Камчатского туристско-рекреационные особые экономические зоны. Нет смысла останавливаться на объективных преимуществах региона в данной этой сфере – они общеизвестны и бесспорны. На предыдущем конкурсе все были удивлены отсутствием заявки от Камчатки. Однако сейчас основной проблемой является то, что конкурс по туристским ОЭЗ вряд ли будет проведен в ближайшее время, так как уже создано 7 зон этого типа. Но туризм в регионе все равно надо развивать и уже сейчас можно начать работу по подготовке к конкурсу. Такая работа не пропадет даром даже и без создания ОЭЗ, так как в любом случае необходимо разрабатывать новую программу по туризму, готовить инвестиционные проекты, привлекать серьезных инвесторов.

Масштаб задачи и факторы успеха.
Подготовка качественной заявки на создание особой экономической зоны – это очень серьезная и масштабная работа. Например, объем заявки, подготовленной нашей компанией для Кавказских Минеральных Вод и победившей на федеральном конкурсе, превышал 5 тысяч страниц. Представляется, что объем документации для Камчатки был бы заметно меньше, но все равно это далеко не брошюра.
Только перечень материалов, которые обязательно должны быть включены в заявку, превышает 2 страницы текста. Здесь должны быть, в частности:
• Земельные документы
• Технико-экономические обоснования проектов 
• Расчеты по инфраструктуре
• Оценки влияния на экономику региона в целом
• Информация о потенциальных инвесторах
• Экологические обоснования и заключение

По нашему опыту, ключевыми факторами для успешного участия в федеральном конкурсе на создание ОЭЗ являются:
1. Интересная, комплексная и масштабная концепция. Например, проект, ограничивающийся созданием пары гостиниц, не имеет никаких шансов на победу.
2. Глубокая проработка все аспектов, являющихся составными частями заявки.
3. Наличие реальных инвесторов.
4. Эффективное лоббирование. Под этим не имеется в виду коррупционная составляющая. Здесь важнее еще до конкурса довести до заинтересованных лиц позитивные аспекты заявки, лично показать заинтересованность первых лиц в реализации проекта.


Реалистичность подготовки заявки силами города.
Согласно законодательству, заявку на создание особой экономической зоны совместно подают субъект федерации и муниципалитеты, на территории которых предполагается осуществлять проект. Поэтому от руководства региона требуется, как минимум, пассивное согласие с такой работой.
Однако почти всегда в этой паре кто-то является «зачинщиком», ведущим участником. Конечно, чаще в такой роли выступает регион, но это не является догмой. Если администрация города Петропавловск-Камчатский возьмет на себя инициативу в разработке, продвижении и реализации проекта создания ОЭЗ, то это будет вполне нормально.
Действительно, город является явным лидером региональной промышленности, главным транспортным узлом, ключевым центром для туристических потоков. Именно здесь сконцентрирован основной человеческий потенциал. Думаю, что городу вполне по силам активно включиться в борьбу за получения статуса особой экономической зоны для Камчатки. Позитивные результаты возможной победы окажут большое влияние на весь регион в целом.


Издание: Материалы конференции по стратегии Петропавловска-Камчатского

Год публикации: 2007

Автор: Моисей Фурщик