Экспертный комментарий Андрея Болгова – «Третьим будет. Воронежский губернатор убедил президента РЖД выделить деньги на вокзал»

24.07.2009

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) готово заново рассмотреть замороженный ранее проект по строительству вокзала «Воронеж-3» ориентировочной стоимостью не менее 6 млрд рублей. По крайней мере, соответствующее обещание дал губернатору Алексею Гордееву, по сообщению облправительства, президент РЖД Владимир Якунин. Эксперты по-разному оценили целесообразность проекта, но сошлись во мнении, что заявленная сумма достаточна для его реализации.

Встреча Владимира Якунина и Алексея Гордеева состоялась на днях в Москве. Как вчера рассказали в пресс-центре облправительства, губернатор предложил главе РЖД вернуться к обсуждению проекта по строительству многофункциональной станции «Воронеж-3» на базе станции «Придача». Его стоимость не раскрывается, ранее называлась сумма в 6 млрд рублей. В рамках проекта планируется создание вокзального комплекса с возможностью прохода высокоскоростных поездов и ремонтно-эксплуатационного депо. «Появление на карте города нового вокзала и депо открывает путь к решению нескольких проблем. Реализация проекта позволит сократить время транзитных пассажиров в пути, даст возможность производить качественное техобслуживание, ремонт и подготовку вагонов к рейсу, создаст условия для развития левобережной части Воронежа», – сообщили в пресс-службе. Господин Якунин проявил интерес к возобновлению проекта, который был заморожен с условиях кризиса, и пообещал Алексею Гордееву рассмотреть возможность его возвращения в инвестпрограмму РЖД.

Идея строительства комплекса «Воронеж-3» появилась у региональных властей в 2006 году. Тогда чиновники представили в Минэкономразвития бизнес-план мультимодального транспортного узла стоимостью до 40 млрд рублей для получения софинансирования из госбюджета, но получили отказ. В июле 2008 года Владимир Якунин и бывший воронежский губернатор, теперь сенатор Владимир Кулаков подписали соглашение о взаимодействии, предполагающее вложения в модернизацию инфраструктуры РЖД в регионе 9,2 млрд рублей, в том числе из средств облбюджета, до 2011 года. Необходимые деньги были заложены в инвестпрограмму монополии. Но уже в марте господин Якунин объявил, что в связи с кризисом ее стоимость сокращена с 400 млрд до 262 млрд рублей. «Воронеж-3» в числе других объектов выпал из списка инвестиционных планов РЖД.

Эксперты считают, что Алексей Гордеев, учитывая его десятилетний опыт федерального министра, способен добиться строительства «Воронежа-3». «Воронеж географически и исторически является столицей Черноземья. Строительство настолько крупной инфраструктурной развязки поможет связать в один узел сразу четыре региона – Воронежскую, Белгородскую, Липецкую и Курскую области. Гордееву с его влиянием под силу поручить проект грамотным профессионалам, которые бы эффективно распорядились средствами, в том числе и бюджетными», – считает заместитель гендиректора ООО «Инвестиционная палата» Алексей Петров. Вложения в 6 млрд рублей эксперт посчитал реалистичными, но оговорился, что их хватит только в случае строительства новой станции за землях РЖД: «При ином раскладе организаторы проекта столкнутся с давней воронежской проблемой – отсутствием свободных участков, что может поставить его реализацию под сомнение».

Между тем директор департамента корпоративных финансов компании «Финансовый и организационный консалтинг» Андрей Болгов посчитал целесообразность строительства «Воронежа-3» неочевидной. «В связи с кризисом резко сократился грузооборот, да и Юго-Восточная железная дорога, центром которой является Воронеж, не настолько перегружена, чтобы начинать такие стройки. Логичнее было бы возводить вокзальный комплекс в соседних, более экономически удобных регионах – Ростове-на-Дону или Липецке», – полагает он. По мнению господина Болгова, проблем с обслуживанием пассажиропотока в регионе практически нет, а существующие вызваны нерациональной деятельностью РЖД. «6 млрд рублей, на мой взгляд, достаточная для строительства „Воронеж-3“ сумма. Другое дело, что в Воронежской области деньги нужнее для автодорог М4 и А144», – добавил Андрей Болгов.


Архив