Неравные партнеры. Отношения государства и частного бизнеса складываются струдом»

07.04.2009

Проблемы баланса интересов инвесторов в частносударственном партнерстве обсуждены за "круглым столом" в Торгово-промышленной палате РФ. Один из организаторов встречи член комитета ТПП по инвестиционной политике Дмитрий Любомудров отметил, что многие надежды различных слоев бизнеса связаны с той или иной формой ЧГП (частносударственного парт нерства). Вместе с тем даже сам термин пока не устоялся.

Государственные структуры чаще всего пишут ГЧП, а бизнес предпочитает наоборот - ЧГП. Казалось бы, мелочь и от перемены мест сумма не меняется. Но это своего рода сигнал о разном понимании приоритетов. Эту проблему Дмитрий Любомудров, возглавляющий "Клуб проектного процесса", проиллюстрировал мнениями экспертов. Например, президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин полагает, что ГЧП пока так и не стало эффективным механизмом. В 2005 году был принят, но до сих пор не заработал Закон "О концессионных соглашениях". Остановила концессии, в частности, неурегулированность в законе прав концессионеров и гарантий их безубыточной деятельности. Препятствием для частного инвестора было и то, что закон не предусматривал установления в соглашении тарифов на работы или услуги концессионера на период действия соглашения. В результате за три года действия закона реально не появился ни один проект. Лишь на стадии заключения концессионного соглашения находится строительство скоростных автодорог Москва - Санкт-Петербург и Москва - Минск. Другим механизмом запуска ГЧП были государственные корпорации, причем ради формирования их уставного фонда государство даже вскрыло Стабфонд. Но выполнять свою миссию госкорпорации не спешат.

Управляющий партнер юридической компании "Вегас- Лекс" Альберт Еганян обращает внимание на то, что в соглашениях с Инвестфондом России не прописываются до конца обязанности участников ЧГП, а чтобы поменять уже зафиксированные в документе данные, нужно вновь пройти процедуру принятия документа правительственной комиссией. Сделать это очень непросто. Помимо инвестиционного соглашения ударить по всему проекту могут и законодательно закрепленные при ЧГП принципы работы с проектной документацией. Представитель бизнеса оказывается фактически "выключенным" из процесса подготовки проекта, а госзаказчик ответственности за ошибки не несет. Как показал проведенный Ассоциацией менеджеров России совместно с Программой развития ООН опрос, бизнесмены неохотно сотрудничают с государством в рамках проектов ЧГП, поскольку опасаются высокого уровня коррупции и бюрократии. Именно на этот недостаток сослались 38,1 процента из 176 опрошенных компаний. Еще 31,8 процента заявили о низкой ответственности государственных структур за результат и сроки согласований. Почему инвесторы опасаются ГЧП? Ответить на этот вопрос постарался управляющий партнер компании финансового и организационного консалтинга "ФОК" Моисей Фурщик. Во-первых, сказывается слабая информированность инвесторов о механизмах ГЧП, что зачастую приводит к негативным предположениям. В этих условиях более открытой должна быть информационная политика федеральных ведомств. Во-вторых, непрогнозируемые риски секвестра бюджета, которые могут касаться даже одобренных проектов. Здесь необходимо четкое обозначение государством своих обязательств в рамках проектов ГЧП. В-третьих, нарушение графика финансирования со стороны государства, из-за чего у инвестора возникает риск срыва проекта или "замораживание" собственных вложений. Для бюджетных организаций, нарушающих график, следовало бы определить конкретные штрафные санкции.

В решении "круглого стола" подчеркивается, что одной из основных проблем, мешающих развитию экономики России, является недостаточная проработанность режимов ЧГП, и это не позволяет в полной мере использовать возможности данного инструмента. Государство и частный бизнес - неравные партнеры, и любое нарушение баланса интересов при отсутствии механизмов восстановления или компенсации баланса становится препятствием для реализации проектов.


Источник


Архив