Как вылечить болезни «Электронного правительства?»

30.03.2009

Работа по формированию "электронного правительства" в России стопорится. Проблем набралось предостаточно. Попытки создания порталов госуслуг хоть и не редки но малоэффективны. Тем не менее, существует ряд тривиальных решений, которые могут оздоровить процесс внедрения новых технологий в органах государственного управления.

 

Президент России Дмитрий Медведев, в который раз, менее чем за год своего президентства, подверг критике работы по формированию электронного правительства РФ. Впервые это произошло на заседании президиума Государственного совета "О реализации стратегии развития информационного общества в РФ" в июле 2008 года. Тогда президент затронул вопросы электронного документооборота и перевода государственных услуг в электронную форму. Второй раз, в феврале 2009 года, Медведев на заседании все того же Совета по развитию информационного общества был еще более изощрен в критике, объявив "электронное правительство" химерой. Досталось и общероссийскому порталу государственных услуг, который был назван "болезненным ребенком" программы информатизации правительства".

Действительно, согласно постановлению правительства от 25 декабря 2007 года № 931, федеральные органы исполнительной власти с 1 января 2009 года должны оказывать гражданам и организациям государственные услуги через единый сайт государственных услуг в сети интернет. Однако предписание не было исполнено. Справедливости ради надо заметить, что и сроки реализации данного предписания были поставлены нереалистичные.

Формирование "электронного правительства" характеризуется двумя основными направлениями, на которые и делал акцент Дмитрий Медведев, – это портал государственных услуг (ПГУ) и переход на оказание услуг в электронной форме (электронные административные регламенты). Поэтому необходимо понять, какие же "болезни" на текущий момент политически, социально и административно значимы? Где востребовано исцеление?

 

Главные темы "электронного правительства"

 

ПГУ и электронные административные регламенты – ключевые элементы формируемого "электронного правительства". Для этого есть объективные причины: при всем многообразии сервисов "электронного правительства", большая их часть направлена на оптимизацию процесса оказания государственных и муниципальных услуг.

В соответствии со "Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации", утвержденной Владимиром Путиным 7 февраля 2008 года, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления должно быть реализовано через улучшение качества взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами госвласти, а также через повышение качества и оперативности предоставления госуслуг. Аналогичные цели сформулированы и в "Концепции формирования в РФ "Электронного правительства", утвержденной распоряжением правительства РФ 6 мая 2008 года.

Исходя из возможных способов реализации вышеперечисленных целей, приоритеты очевидны: создание специализированных информационных интернет ресурсов (порталов государственных услуг) и разработка электронных административных регламентов оказания государственных услуг, которые будут регулировать взаимодействие пользователей с органами госвласти через открытые информационные каналы.

В российской действительности существует громадная потребность в регулировании процесса предоставления госуслуги и упрощения порядка ее получения.

 

Как видно, базовые документы, регулирующие сферу жизнедеятельности информационного общества, указывают на изменение работы с управленческой информацией, находящейся в ведении органов госвласти и местного самоуправления. Следовательно, основной объект правоотношений и инноваций – государственные информационные системы, обеспечивающие технологическую возможность предоставления гражданам и организациям госуслуг в электронном виде.

 

Зарубежный подход и российские реалии

 

В иностранных источниках, описывающих архитектуру так называемого e-government, указаны следующие этапы формирования веб-представительства органов государственной власти. Сначала - первичное размещение информации об органе государственного управления в сети интернет. Затем - развитие взаимодействия. Обмен информацией с посетителями сайта. У пользователей появляется возможность получения некоторых информационных услуг с помощью электронных средств. На сайте может быть организован доступ к загружаемым формам документов. Третий этап – когда внутренняя информационная инфраструктура и ее интеграция с веб-интерфейсом электронного правительства позволяют пользователю совершать различные транзакции в режиме реального времени, включая оплату пошлины и иных обязательных сборов и платежей. Заключительный этап предполагает создание с помощью портала государственных услуг единой точки доступа к консолидированной информации всех правительственных служб и к полному комплексу электронных услуг.

Данный опыт был заимствован при разработке пояснительной записки к проекту протокола заседания Правительственной комиссии РФ по проведению административной реформы, рассматривавшей вопросы подготовки и реализации мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде.

В России государственные реформы стараются обеспечить законодательным подкреплением. Это и уже давно принятый закон "Об электронной цифровой подписи", и закон "О персональных данных". Ожидается вступление в силу закона закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Однако на практике ярких "прорывов" не наблюдается, потребители госуслуг не фиксируют улучшения ситуации. Как уже было отмечено, в феврале 2009 года общую точку зрения населения достаточно четко выразил и президент Медведев.

Хотя если вспомнить слова Медведева по поводу антикоррупционного законодательства, которое "если… не решает проблемы, то, по крайней мере, демонстрируют обществу внимание государства к ней", то вполне возможно, что схожим образом власть относится и к законодательству в области формирования "электронного правительства" - проблему полностью не решает, но внимание демонстрируют.

 

Локальные эксперименты

На сегодняшний день органы федеральной государственной власти и региональные администрации экспериментируют с порталами государственных услуг и электронными регламентами. Второе заметно меньше всего, а вот специализированные порталы появляются все чаще. У многих субъектов РФ созданы и функционируют региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Отдельные федеральные ведомства создают на своих интернет сайтах разделы с сервисами по услугам.


Источник


Архив