Колонка Моисея Фурщика «Пороги роста»

07.07.2011

Минэкономразвития предложил двух этапное повышение тарифов на газ для всех потребителей в 2012 году: с 1 января - на 5%, с 1 апреля - на 9,5%. А также предельный рост тарифов на электроэнергию - в 2012 году на уровне 9-11%, в 2013 году - 7-10%, в 2014 году - 9-11%. Тарифы РЖД будут повышены в 2012 году на 7,4%, в 2013 году - на 6,4%, в 2014 году - на 5,5%.

 

Такое повышение тарифов естественных монополий в целом не является катастрофическим. Однако некоторые вопросы вызывает выбор приоритетов при установлении порога роста цен.

 

Вновь максимального результата добился "Газпром" (рост - 15% из расчета декабря к декабрю прошлого года). При этом газовая монополия и так имеет наибольшую рентабельность среди регулируемых отраслей. В 2010 году чистая прибыль ОАО "Газпром" по МСФО составила 998 млрд руб. (рентабельность - 28%). При таких комфортных стартовых условиях имеется серьезный риск не эффективного использования дополнительных доходов.

 

Такое опережающее повышение тарифов может иметь смысл только в одном случае. Это резкий рост налоговой нагрузки на "Газпром" при одновременном облегчении налогового бремени для несырьевых отраслей экономики. Другая возможность использования дополнительных доходов - увеличение бюджетных затрат на поддержку инновационного развития. Конечно, некоторый рост налоговой нагрузки на "Газпром" проект бюджета 2012 года предусматривает, но пока шаги в этом направлении представляются недостаточно масштабными.

 

Электроэнергетика снова попадает в тарифные "ножницы". Объявленный на 2012 год предельный рост тарифов на электроэнергию в 9-11% уступает увеличению цен на один из ключевых видов топлива - газ. И это еще на фоне продолжающегося роста мировых цен на энергетический уголь. В таких условиях компаниям будет сложно реализовывать утвержденные инвестпрограммы, а также показывать приемлемый уровень доходности для акционеров. Но именно в этой отрасли данные вопросы весьма актуальны. Уровень износа оборудования в электроэнергетике достигает 60-70%, а цены на акции застыли намного ниже своих максимумов.

 

А вот планируемую динамику повышения тарифов для РЖД можно оценить весьма позитивно. Заложенный рост цен довольно близок к уровню инфляции. Надо учитывать, что крупнейшие железнодорожные стройки часто финансируются из федерального бюджета, а не из тарифных доходов монополии. Поэтому такого умеренного роста тарифов должно оказаться достаточно для нормального функционирования РЖД.


Архив