Будут на связи

04.02.2009

Сырьевая зависимость дорого обходится в кризис не только российской экономике, но и компаниям. Сокращение инвестиционных программ, резкое падение оборота и доходов произошло практически на всех сырьевых и добывающих предприятиях.
От снижения спроса страдает не только производство, но и ритейл, а финансовые проблемы компаний поставили под удар банковский сектор. С наименьшими же потерями из кризиса может выйти телекоммуникационная отрасль, изначально ориентированная на конечного потребителя. 
  Впервые за последние годы в России начала сокращаться добыча нефти, почти наполовину упало производство на металлургических предприятиях, из-за резкого снижения спроса почти на месяц останавливались крупнейшие российские автомобильные заводы. На грани разорения оказались отечественные ритейлеры, в массовом порядке отправившиеся просить финансовой поддержки у правительства. Между тем предприятия, не зависящие от стремительно дешевеющего сырья, умудряются и в кризис показывать неплохие результаты. В первую очередь это относится к компаниям телекоммуникационного сектора, говорят эксперты. 

Сила привычки
  От связи и при сокращении доходов никто отказываться не будет. «Мобильная связь настолько прочно проникла в жизнь людей, что отказаться от нее не заставит даже кризис», — считают аналитики компании J’son & Partners. «С наименьшими потерями из кризиса выйдут компании телекоммуникационной отрасли, — говорит управляющий партнер компании ФОК Моисей Фурщик. — В первую очередь это касается тех, кто занимается проводной связью. На нее сохранится стабильно высокий спрос, поскольку проводная связь остается главной системой для коммуникаций». Конечно, если свободных денег не будет, придется сокращать расходы на связь. Но телекоммуникационные компании успели подготовится к кризису.
  Несмотря на провальный для российской экономики 2008 год, выручка группы компаний «Связьинвест», по предварительным данным, увеличилась на 3,6% по сравнению 2007 годом и составила 253 млрд рублей. Это произошло в первую очередь за счет роста доходов от новых услуг и IT-технологий, которые составили 35,4 млрд рублей, что более чем в полтора раза выше уровня 2007 года. Всего же за последние три года чистая прибыль «Связьинвеста» выросла на 50% и достигла 27 млрд рублей, а показатель EBITDA увеличился на 46%. Компания продолжает работу по программе оптимизации персонала, которая ведется параллельно с модернизацией бизнес-процессов. За последние три года среднесписочная численность сотрудников снизилась на 32%.
  «Связьинвест» удерживает свои позиции и в сегменте традиционной телефонии. С 2005-го по 2008 год количество абонентов фиксированной сети увеличилось на 3% и составило 29 млн человек. При этом компания не забывает и о сотовом бизнесе, продолжая его активно развивать в Уральском, Сибирском и Приволжском федеральных округах. По итогам прошлого года количество активных мобильных абонентов составило 12 млн человек (+113% к уровню 2005 года). Таким образом, компании группы «Связьинвест» являются четвертым консолидированным сотовым оператором в России.

Широкая полоса
  Текущих доходов компаниям связи должно хватить и на развитие. Несмотря на то, что практически все крупные операторы широкополосного доступа в Интернет (ШПД) урезали запланированный объем инвестиций на региональное развитие, аналитики ВТБ полагают, что и в этом году абонентская база продолжит расти. Одним из драйверов роста станет разорение и продажа мелких операторов, которые сейчас контролируют 41% российского рынка ШПД. Этим компаниям сейчас практически полностью перекрыт доступ к заемным средствам, а потому многие из них скоро исчезнут или сменят владельца.
  Выиграют от этого в первую очередь «дочки» «Связьинвеста», которые планируют вложить в рынок ШПД около $600 млн. За счет этого, прогнозируют в ВТБ, «Связьинвест» увеличит свою долю на региональном рынке с 47% на конец 2008 года до 51% на конец 2009 года. В самом «Связьинвесте» отмечают, что основным драйвером роста финансовых показателей компании становится именно сегмент ШПД. База абонентов широкополосного доступа на лицензионных территориях МРК за последние три года выросла на 3 млн задействованных xDSL и ETTH-портов, а компании группы обслуживают почти 3,3 млн абонентов.
  Получит свои бонусы от кризиса и «ВымпелКом». Сейчас компания контролирует около 3% регионального рынка ШПД. Но, по прогнозу ВТБ, в конце 2009 года он займет 10% национального рынка, а в регионах его доля составит 7%.
  «Комстар» собирается развиваться за счет продвижения услуг уже имеющимся абонентам кабельного телевидения. После присоединения «Стрим-ТВ» компания получила около 2 млн абонентов кабельного ТВ, которые пока не являются пользователями ШПД. Одна из тенденций 2009 года — поглощение небольших операторов крупными игроками рынка. Не исключены и новые покупки. По состоянию на конец третьего квартала 
  2008 года абонентская база услуг ШПД «Комстара» составляла более 1 млн человек, а к концу 2009 года компания планирует удвоить абонентскую базу. Кстати, именно телекоммуникационные активы АФК «Система», куда входит и «Комстар», остаются наиболее устойчивым бизнесом холдинга во время кризиса.

Государство гарантирует
  Фондовые аналитики отмечают, что инвесторы по-прежнему отдают предпочтение операторам мобильной связи. Недавно Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выступило с рядом инициатив в области регулирования. Таким образом, после некоторой неопределенности в связи с перестановками на высшем уровне роль министерства в секторе снова усилилась. Но в сегменте мобильной связи государство воздержалось от принятия предложений, в результате которых тарифы компаний могли бы стать регулируемыми, и создало более благоприятные условия для деятельности новых операторов дальней связи. Среди семи региональных операторов предпочтение аналитики отдают компаниям с наиболее диверсифицированным бизнесом, занимающим прочные позиции в сегменте мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет. К их числу относятся «Уралсвязьинформ», «ВолгаТелеком», «Сибирьтелеком» и «Дальсвязь».
  Кстати, если говорить об операторах «большой тройки», то они чувствуют себя более чем уверенно. Пока существенного снижения спроса на услуги мобильные операторы не наблюдают. Сотовая связь и Интернет уже стали базовыми потребностями людей, что обеспечивает телекоммуникационному сектору относительную стабильность. Кроме того, операторы «большой тройки», АФК «Система» и ОАО «Связьинвест» вошли в список системообразующих предприятий и таким образом обеспечили себе дополнительную защиту от кризиса. Статус системообразующего предприятия в то же время накладывает и определенные обязательства на телеком-компании. Так, межрегиональные компании связи (МРК) и ОАО «Ростелеком» являются основными исполнителями проектов национального масштаба. В рамках этих проектов к концу 2008 года компании группы «Связьинвест» установили 136 тыс. универсальных таксофонов и подключили к Интернету 42 тыс. российских школ.

 

Источник


Архив