Главные новости

11 октября 2018 В Ростовской области может быть создана особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа

8 октября 2018 Вышла экспертная колонка Моисея Фурщика на тему введения соцнормы потребления электроэнергии

1 октября 2018 В статье «Планы на вырост», опубликованной в «Коммерсантъ.Краснодар», вышли комментарии Моисея Фурщика

11 сентября 2018  Моисей Фурщик выступил на конференции «Межрегиональная кооперация для привлечения инвестиций в сферу туризма» в рамках ВЭФ-2018

9 июля 2018 Моисей Фурщик выступил на расширенном заседании Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике на тему: «Актуальные вопросы функционирования и совершенствования Государственной информационной системы промышленности»

14 июня 2018 Моисей Фурщик выступил модератором дискуссионной площадки «Транспортно-логистический индекс региона» в рамках форума «Лидеры Логистики - 2018»

Все новости

Регионам выгодно развиваться. Понимает ли это Центр?

21.02.2018

При увеличении собственных доходов регионального бюджета автоматически происходит снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

 

Этот парадокс прозвучал в выступлении премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018». Сложившуюся ситуацию по нашей просьбе комментирует Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, Управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг».

В российской системе межбюджетных отношений значительную роль играют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Они передаются из федерального бюджета регионам на безвозмездной и безвозвратной основе и предназначены для дополнительного финансирования субъектов федерации, имеющих относительно низкие среднедушевые собственные бюджетные доходы. У некоторых регионов дотации составляют более половины доходов бюджета.

Федеральный центр, естественно, заинтересован в снижении дотационности региональных бюджетов, то есть в росте их собственных доходов. Такое увеличение налогового потенциала возможно в случае опережающего экономического роста в соответствующих субъектах федерации, в том числе за счет активного притока инвестиций на их территорию. Эти процессы в значительной степени зависят от усилий региональных властей. Именно они могут самым прямым образом влиять на формирование благоприятного инвестиционного климата на своей территории, вести адресную работу с потенциальными инвесторами, создавать условия для развития существующих предприятий и уменьшения теневого сектора экономики.

Однако парадокс системы заключается в том, что при увеличении собственных доходов регионального бюджета автоматически происходит снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это не касается лишь регионов-доноров, вообще не получающих таких трансфертов, но в 2018 году будет всего 12 таких территорий.

Таким образом, сложившаяся система дотаций снижает стимулы регионов к увеличению собственной налоговой базы. Это прекрасно понимают и в федеральном центре, поэтому регулярно предпринимаются усилия по созданию компенсирующих механизмов, которые могли бы уменьшить отрицательный мотивационный эффект от автоматического снижения дотаций для относительно успешных регионов.

В частности, во время выступления на встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» премьер-министр Д.А. Медведевкоснулся 2 таких механизмов. Каждый из них предусматривает получение дополнительных федеральных средств регионами, показавшими хорошие результаты в развитии собственной экономики.

Первый инструмент – это гранты, которые выделяются регионам, добившимся наилучших темпов роста налогового потенциала. Это не новый механизм, но согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г.  №1430, суммарный объем финансирования по нему увеличился в четыре раза – с 5 до 20 миллиардов рублей. Кроме того, расширился и круг регионов, получающих эти средства. В 2017 году они были распределены не между 20, а между 40 субъектами федерации. При этом лидеры получают относительно большую долю от выделяемой суммы.

Второй инструмент – это возврат в соответствующие региональные бюджеты возникающего прироста налога на прибыль организаций, который впервые будет осуществлен в 2018 году. Планирующая сумма таких перечислений составляет 36,7 миллиардов рублей. При этом федеральный центр рекомендует распространить такой подход и на отношения региона с муниципалитетами, что должно будет стимулировать развитие налоговой базы и на местном уровне.

Казалось бы, что распределяемые в рамках двух описанных механизмов суммы (56,7 миллиардов рублей) не очень велики на фоне общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые по данным Министерства финансов Российской Федерации составят в 2018 году более 645 миллиардов рублей. Фактически, суммарные компенсации всем регионам-лидерам по обоим направлениям будут меньше, чем дотации, приходящиеся на одну лишь Республику Дагестан (см. диаграмму).

Однако это является обманчивым впечатлением. Ведь речь идет о компенсации уменьшения дотаций, возникающего в результате опережающего роста собственных доходов отдельных региональных бюджетов. А такие колебания не столь уж и велики. Поэтому на фоне ожидаемого уменьшения дотаций для регионов-лидеров предложенные федеральным центром компенсации являются весьма заметными суммами.

Таким образом, можно признать, что стимулы для увеличения собственной налоговой базы для регионов существенно увеличатся, хотя в любом случае значительная часть от полученных результатов будет доставаться федеральному бюджету. То есть система межбюджетных отношений должна стать более справедливой и эффективной.


Архив