Главные новости

13 сентября 2019 В журнале «Промышленные страницы Сибири» опубликовано интервью Моисея Фурщика «В жерновах цифровой трансформации»

4 сентября 2019 Шахтерские города при поддержке Компании ФОК примут участие во Всероссийском конкурсе Минстроя России по отбору лучших проектов создания комфортной городской среды

11 июля 2019 Генеральный директор Компании ФОК Виталий Дербеденев в прямом эфире на РБК ТВ

13 июня 2019 Компания ФОК снова в тройке крупнейших стратегических консультантов России согласно рейтингу RAEX

23 мая 2019 В Государственной Думе прошла рабочая встреча с председателем правления Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Союз развития туризма в РФ» Сергеем Кривоносовым

14 мая 2019 Читайте новую колонку Моисея Фурщика «Маркетинг территории: что необходимо изменить в имидже Дальнего Востока?» на сайте информагентства «Восток России»

Все новости

Регионам выгодно развиваться. Понимает ли это Центр?

21.02.2018

При увеличении собственных доходов регионального бюджета автоматически происходит снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

 

Этот парадокс прозвучал в выступлении премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018». Сложившуюся ситуацию по нашей просьбе комментирует Моисей Фурщик, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, Управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг».

В российской системе межбюджетных отношений значительную роль играют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Они передаются из федерального бюджета регионам на безвозмездной и безвозвратной основе и предназначены для дополнительного финансирования субъектов федерации, имеющих относительно низкие среднедушевые собственные бюджетные доходы. У некоторых регионов дотации составляют более половины доходов бюджета.

Федеральный центр, естественно, заинтересован в снижении дотационности региональных бюджетов, то есть в росте их собственных доходов. Такое увеличение налогового потенциала возможно в случае опережающего экономического роста в соответствующих субъектах федерации, в том числе за счет активного притока инвестиций на их территорию. Эти процессы в значительной степени зависят от усилий региональных властей. Именно они могут самым прямым образом влиять на формирование благоприятного инвестиционного климата на своей территории, вести адресную работу с потенциальными инвесторами, создавать условия для развития существующих предприятий и уменьшения теневого сектора экономики.

Однако парадокс системы заключается в том, что при увеличении собственных доходов регионального бюджета автоматически происходит снижение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это не касается лишь регионов-доноров, вообще не получающих таких трансфертов, но в 2018 году будет всего 12 таких территорий.

Таким образом, сложившаяся система дотаций снижает стимулы регионов к увеличению собственной налоговой базы. Это прекрасно понимают и в федеральном центре, поэтому регулярно предпринимаются усилия по созданию компенсирующих механизмов, которые могли бы уменьшить отрицательный мотивационный эффект от автоматического снижения дотаций для относительно успешных регионов.

В частности, во время выступления на встрече с главами регионов в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2018» премьер-министр Д.А. Медведевкоснулся 2 таких механизмов. Каждый из них предусматривает получение дополнительных федеральных средств регионами, показавшими хорошие результаты в развитии собственной экономики.

Первый инструмент – это гранты, которые выделяются регионам, добившимся наилучших темпов роста налогового потенциала. Это не новый механизм, но согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г.  №1430, суммарный объем финансирования по нему увеличился в четыре раза – с 5 до 20 миллиардов рублей. Кроме того, расширился и круг регионов, получающих эти средства. В 2017 году они были распределены не между 20, а между 40 субъектами федерации. При этом лидеры получают относительно большую долю от выделяемой суммы.

Второй инструмент – это возврат в соответствующие региональные бюджеты возникающего прироста налога на прибыль организаций, который впервые будет осуществлен в 2018 году. Планирующая сумма таких перечислений составляет 36,7 миллиардов рублей. При этом федеральный центр рекомендует распространить такой подход и на отношения региона с муниципалитетами, что должно будет стимулировать развитие налоговой базы и на местном уровне.

Казалось бы, что распределяемые в рамках двух описанных механизмов суммы (56,7 миллиардов рублей) не очень велики на фоне общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые по данным Министерства финансов Российской Федерации составят в 2018 году более 645 миллиардов рублей. Фактически, суммарные компенсации всем регионам-лидерам по обоим направлениям будут меньше, чем дотации, приходящиеся на одну лишь Республику Дагестан (см. диаграмму).

Однако это является обманчивым впечатлением. Ведь речь идет о компенсации уменьшения дотаций, возникающего в результате опережающего роста собственных доходов отдельных региональных бюджетов. А такие колебания не столь уж и велики. Поэтому на фоне ожидаемого уменьшения дотаций для регионов-лидеров предложенные федеральным центром компенсации являются весьма заметными суммами.

Таким образом, можно признать, что стимулы для увеличения собственной налоговой базы для регионов существенно увеличатся, хотя в любом случае значительная часть от полученных результатов будет доставаться федеральному бюджету. То есть система межбюджетных отношений должна стать более справедливой и эффективной.


Архив