Выйти в свет. Почему биодизель уходит в Европу, но не приживается в России?

27.06.2018

Мировой рынок биодизеля ждет новый рекорд производства, а благодаря решению Европейского суда об отмене антидемпинговой пошлины на индонезийское биотопливо, использование пальмового масла в выработке биодизеля будет расти. О том, почему биотопливо называют «лекарством» для проблемных аграрных рынков, и что препятствует развитию рынка биотоплива в России, в обзоре Oilworld.ru.

«Альтернатива нефти»: зачем миру биотопливо

Мировые запасы легко извлекаемой нефти не безграничны, а добыча угля с каждым годом становится сложнее: доходы снижаются, затраты растут. Кроме того, ряд мировых держав, активно развивающих свою промышленность (страны ЕС, США, Индия, Китай), напрямую зависит от импорта энергетических ресурсов, в связи с чем, призыв «слезть с нефтяной иглы» находит отклик в государственных программах этих стран.

Вопросы поиска возобновляемых источников энергии привели к созданию биотоплива, которое является высокотехнологичным продуктом, получаемым из сельскохозяйственных культур или отходов переработки растительного и животного сырья.

Уже сегодня многие предприятия передовых стран переходят на биотопливо. Основной довод в пользу применения альтернативного топлива, разумеется, это замена нефти и газа, но есть и другие преимущества.

Так, производство биоэтанола и биодизеля (основных видов биотоплива) может стать реальной помощью сельскому хозяйству, поскольку позволяет создать дополнительный внутренний спрос на продукцию сельхозпредприятий. Кроме того, производство биотоплива помогает в утилизации отходов лесной и металлургической промышленности, что для США, Китая, ЕС, России и ряда других стран является задачей, требующей оперативного решения.

Производство этанола в 2017 году составило 124 млн тонн, за последние десятилетие выросло в 2 раза, в то время как производство биодизеля выросло более чем в 5 раз до 36 млн тонн.

 

Основными производителями этанола в мире являются: США, Бразилия, Китай, Евросоюз и Индия. Стоит отметить, что доля основного производителя США, возрастает с каждым годом. Так страна увеличила свою долю на рынке за последние 10 лет на 5% до 49%, вытесняя Бразилию.

 

Основными производителями биодизеля в мире являются: Евросоюз, США, Бразилия, Аргентина, Индонезия. Существенную долю в мировом производстве занимают страны Евросоюза, однако их доля за последние 10 лет сократилась на 19% до 36%. Существенно увеличили свою долю США, Бразилия, Аргентина и Индонезия.

 

Рекорды производства: кто лидирует на рынке

По оценке аналитиков Oil World, мировое производство биодизеля по итогам 2018 года может составить порядка 38,3 млн тонн, что на 2,17% выше показателей минувшего года.

Лидером по производству биодизеля являются страны Евросоюза, на которые по прогнозам экспертов, к концу текущего сезона придется почти треть мирового производства - 13,5 млн тонн. Однако эти показатели могут быть пересмотрены, поскольку в марте этого года Евросоюз отменил импортную таможенную пошлину на биодизель из Индонезии и Аргентины, что приведет к росту производства биодизеля в этих странах. Так, по прогнозам Ассоциации производителей биотоплива в Индонезии (APROBI), в 2018 г. страна экспортирует в ЕС порядка 432 тыс. тонн биодизеля, а произведет в целом 4,1 млн тонн. В Аргентине производство биодизеля к концу текущего года составит 2,3 млн тонн.

США уже несколько лет подряд уверенно занимает второе место среди стран-производителей биодизеля, а за последние три года страна в полтора раза увеличила выпуск этого вида топлива. Пока еще Америка зависит от импорта нефти, поэтому разработка альтернативного источника энергии помогает частично решить данную проблему. В текущем сезоне производство биодизеля ожидается на уровне 6,8 млн тонн в сравнении с 6,1 млн тонн годом ранее.

Благодаря решению правительства Бразилии о повышении доли биодизеля в моторном топливе с 8% до 10%, выработка биодизеля в стране, по итогам 2018 года, может вырасти до рекордного показателя – 4,5 млн тонн.

 

2016

2017

2018

Мировое производство

34,2

36,0

38,3

Евросоюз

12,7

13,6

13,5

США

6,2

6,1

6,8

Бразилия

3,3

3,8

4,5

Индонезия

3,2

2,9

4,1

Аргентина

2,7

2,9

2,3

Несмотря на рост мирового производства, биодизель на текущий момент занимает менее 2% в мировом балансе рынка дизельного топлива.

Несмотря на ряд преимуществ этого возобновляемого источника энергии, венчурные инвесторы обходят этот рынок стороной, полагая, что это -  сфера ответственности правительства, которое должно инвестировать в выполнение своих социальных обязательств.  Поэтому рост рынка биодизеля в Америке и странах ЕС, главным образом, осуществляется благодаря государственной поддержке.

Примером служит рост рынка биодизеля в странах Евросоюза с 2000 по 2007 год. За семь лет налоговых и кредитных льгот, мощности по производству биотоплива выросли с 3 млн до 25 млн тонн. А после того, как меры гос.поддержки свернули, поток инвестиций со стороны бизнеса иссяк уже к 2014 году.

Мы не в тренде: почему Россия в стороне

Медленное развитие рынка биотоплива в России обусловлено рядом взаимосвязанных факторов. В первую очередь, наша страна, которая на сегодняшний день имеет богатейшие запасы нефти и является первым по добыче и вторым в мире экспортером этого сырья, не испытывает острой потребности в поиске альтернативных источников энергии.

По оценке USDA, с помощью биотоплива в России производится примерно 5% тепловой энергии и 1% электрической, а доля транспорта, работающего на биогорючем, не достигает и 0.5%.  Факт в том, что использовать бензин с примесью биоэтанола до 10% может любой автомобиль, а переход на смесь с более высоким содержанием этого горючего, вплоть до 100%, требуют   механизма с гибким выбором топлива. Перевод отечественного автопарка с дизеля на биогорючее может составить треть суммы от полной его стоимости, что на данный момент экономически не выгодно.

Вместе с тем, чтобы эта отрасль стала рентабельной, производителям необходим гарантированный сбыт произведенной биоэнергии, чего в российских условиях пока не наблюдается.  Так, например, себестоимость биоэтанола, в зависимости от размера и эффективности завода, составляет от 20 до 30 рублей за литр (без учета акциз на спирт), что сопоставимо с ценой производства литра бензина и могло бы заинтересовать инвесторов.  Но, как показал опыт владикавказского предприятия «Миранда», одного из немногих в России заводов по производству экобиотоплива, в нашей стране, этот вид топлива малоизвестен российским автовладельцам.

Тем не менее, у российского рынка биотоплива есть будущее в сельском хозяйстве. По мнению Алексея Аблаева, президента российской Национальной Биотопливной Ассоциации, главным драйвером развития рынка биотоплива в России станет необходимость увеличения внутреннего спроса на сельхозпродукцию.

Потенциальными поставщиками сырья для производства биогорючего в России являются фермерские хозяйства и колхозы. Если оснастить такие предприятия необходимым оборудованием и обучить специалистов, отечественные аграрии смогут выйти на самообеспечение топливом для своих сельхозработ, что положительно скажется на цене на готовую продукцию и повысит конкурентоспособность предприятия.

Еще одно важное преимущество отрасли биогорючего – стабилизация сельскохозяйственного рынка в целом, поколебать конъюнктуру которого могут как погодные катаклизмы, снижающие урожай, так и благоприятные для урожая годы, когда высокие валовые сборы по сельхозкультурам влияют на снижение цен на них. Опыт Бразилии, когда при мировом снижении цен на сахар, власти стимулируют переработку излишков сахарного тростника в биоэтанол, вполне применим в России, например, в отношении зерновых культур, рапса, сахарной свеклы.

Высокие урожаи российской пшеницы в последние годы увеличили интерес отрасли к биоэтанолу и ускорили прохождение законопроекта о снижении акциз, который в настоящее время рассматривает Государственная Дума. «Только развитие рынка биотоплива способно увеличить спрос на сельхозпродукцию и дать новый импульс развитию сельских территорий Поволжья и Сибири, удаленных от портов», - полагает Аблаев. «Надо понимать, что все госпрограмы развития и поддержки рынка биотоплива (биоэтанола из сахаров и крахмала, биодизеля из растительных масел) запущены в первую очередь для поддержки своего сельхозпроизводителя путем расширения внутреннего рынка», - утверждает эксперт.

Что сдерживает инвесторов: все портят акциз и волатильность рынка масел

Согласно комплексной программе по развитию биотехнологий в РФ на период до 2020 года, основными инструментами поддержки отрасли станут инвестиции в НИОКР и развитие биотопливных бизнес-проектов, а также применение в России передового международного опыта. В целом, для российского бюджета эта программа будет стоить порядка триллиона рублей, но чиновники ожидают, что в результате реализации данного проекта доля биотехнологической продукции достигнет 1% от ВВП страны.

Между тем, по мнению экспертов рынка, главной проблемой отрасли биогорючего в России является акциз на бензин, содержащий спирт, поскольку он относится к спиртосодержащей продукции. В 2018 году этиловый спирт облагается акцизом по ставке 107 рубля за литр, а с 2019 года ставка может вырасти до 111 рублей.

«В условиях обложения в России этилового спирта акцизом у биогорючего на основе этилового спирта плохие перспективы как у альтернативного топлива», - отмечает Виталий Дербеденев, генеральный директор Компании «Финансовый и организационный консалтинг». Эксперт полагает, что для развития рынка биодизеля необходима поддержка государства. По его словам, причина лежит в достаточно высокой себестоимости биодизеля - 0,4-0,6 доллара за 1 литр в зависимости от используемого сырья. Дербеденев считает, что развитие отрасли осложняется высокой волатильностью цен на растительное масло, которое является сырьем для биодизеля.

«Пока себестоимость биодизеля не станет ниже себестоимости обычного дизельного топлива перспектив у производства биодизеля в России нет. А путь достижения этого пока виден только один - снижение себестоимости растительного масла за счет роста урожайности и производительности труда в сельском хозяйстве», - считает Дербеденев.

В вопросе неоправданно высоких тарифов на биоэтанол с ним согласен Алексей Аблаев, который уверен, что акцизы на спирт делают производство биотоплива нерентабельным. «Без акциза на биоэтанол такие проекты будут прибыльными», — уверен президент Российской Биотопливной Ассоциации Алексей Аблаев. Но эксперт полагает, что у экотоплива в России есть большой потенциал, и отрасль способна «сама себя прокормить». «В остальном достаточно обычной поддержки нового бизнеса — уменьшения ставки кредитов и прочего. Каких-либо особенных льгот не нужно: этот бизнес и сам по себе рентабелен», - полагает эксперт.

Несмотря на временное снижение интереса инвесторов к данной отрасли, напрямую связанное с отсутствием грамотной тарифной политики в отношении биотоплива, потенциальная выгода от применения альтернативного вида топлива очевидна. Вот почему эксперты выражают надежду на массовое производство биотоплива в нашей стране, считая это   вопросом ближайшего будущего.  


Архив