Экспертный комментарий Светланы Славяновой «Ребрендинг Краснодарского края в туризме - Русская Одиссея»

26.05.2010

   Департамент курортов Краснодарского края рассматривает возможность выведения на рынок нового туристического бренда «Русская Одиссея» взамен существующего «Курорты Краснодарского края». Разработчик бренда предлагает делать акцент на многообразие видов отдыха в противовес традиционным представлением россиян о южных курортах как центре пляжного туризма. Сумма, выделенная из крайбюждета на продвижение курортных возможностей края, в 2010 году составила 60 млн рублей. Участники рынка туристических услуг считают, что новый бренд не отвечает потребностям 85% отдыхающих, которые предпочитают пляжный отдых и для которых существенным характеристиками его являются не разнообразие развлечений, а соотношение цены, уровня сервиса и безопасности.

   Об идее ребрендинга курортов края „Ъ“ рассказал руководитель департамента курортов и туризма региона Дмитрий Никифоров. «Бренд „Курорты Краснодарского края“», который сейчас используется в рекламной кампании, вызывает определенные сомнения: не все россияне знают, что черноморские курорты России территориально относятся к Краснодарскому краю, а для иностранцев название региона вообще ни о чем не говорит»,— считает господин Никифоров. По замыслу чиновников, при продвижении курортов на рынке необходимо делать акцент на многообразие видов отдыха, уделяя особое внимание событийному и познавательному туризму. Продвижению возможностей края на российском и международном туристическом рынке должен способствовать новый бренд «Русская Одиссея», разработанный рекламным агентством «РуПорт» (Краснодар). Директор агентства Роман Левицкий пояснил „Ъ“, что концепция бренда была разработана по заказу одного из учреждений, подведомственных департаменту курортов. «Мы предложили идеологию, конкретный же механизм внедрения идеи, в том числе сумма расходов на продвижение бренда и оценка экономической эффективности, находятся не в нашей компетенции»,— пояснил господин Левицкий. Бренд «Русская Одиссея» должен объединить около 200 туристических маршрутов. Для реализации идеи предполагается создание государственно-частного партнерства, в рамках которого будет решаться вопрос о принадлежности бренда и затратах на его продвижение.

   Как сообщили „Ъ“ в департаменте туризма, бюджетные средства на продвижение нового бренда в настоящее время не предусмотрены. На сайте госзакупок края приводятся данные о 15 контрактах, заключенных в 2010 году департаментом развития курортов края, на общую сумму 60 млн рублей, среди которых нет статьи на продвижение нового бренда «Русская Одиссея».

   Опрошенные „Ъ“ эксперты в области рекламы выразили солидарность с идеей обновления курортного бренда края, но при этом перспективы бренда «Русская Одиссея» назвали сомнительными. Креативный директор центра рекламных исследований Grand Prix (Москва) Владимир Вайнер считает, что термин «Одиссея» не вызывает у потребителя никаких ассоциаций, кроме «смутных воспоминаний о школьном курсе древней истории». «Слоган „Испытай Краснодарский край“ (предложенный агентством „РуПорт“.— „Ъ“) сужает целевую аудиторию, так как содержит вызов, отвечать на который потребитель туристической услуги вряд ли готов»,— утверждает эксперт.

   Генеральный директор туристической компании «Дельфин» (Москва) Сергей Ромашкин привел данные социологических исследований по поводу ожиданий туристов от отдыха: «Абсолютное большинство российских отдыхающих, около 85%, уезжая к морю во время отпуска, настроены исключительно на пассивный пляжный отдых, около 12% предполагают ездить на экскурсии, и только 3% выбирают экстремальный отдых, эта тенденция не меняется в течение многих лет». Эксперт считает, что решающими факторами при выборе россиянами места отдыха являются соотношение цены и качества услуг, безопасность, но никак не развлечения и не возможности для поиска приключений. По его мнению, необходимость ребрендинга курортов Краснодарского края действительно назрела, однако продвижение должно проходить дифференцированно. «Для каждой крупной курортной территории предпочтительнее создать собственный бренд»,— считает Сергей Ромашкин.

   С ним согласна и Светлана Славянова, руководитель отдела анализа рынков компании «Финансовый и организационный консалтинг». «При этом ребрендинг в какой-то степени усложняет продвижение курортов и туристических услуг в регионе в целом, поскольку туристы по-прежнему ездят отдыхать в конкретные географические места»,— поясняет эксперт.

Оригинал статьи


Архив