Главные новости

4 октября 2019 Вышли комментарии Моисея Фурщика о том, с чем связан бурный рост индустриальных парков, в свежем номере журнала «Деловая репутация»

4 октября 2019 ММТП совместно с ФОК и московскими художниками создали гигантское панно «Врата в Арктику»

3 октября 2019 Компания «Финансовый и организационный консалтинг» и ООО «ДИАНЕЖ-Р» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития индустрии туризма

1 октября 2019 На форуме «Евразийская неделя» обсудили перспективы расширения экономических аспектов гуманитарного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза

26 сентября 2019 Компания ФОК принимает участие в крупнейшем международном деловом форуме на пространстве ЕАЭС – Евразийской неделе

24 сентября 2019 Проект Компании ФОК по благоустройству получит финансирование из бюджета Красноярского края

Все новости

Колонка Моисея Фурщика «Тарифная гонка»

25.05.2010

   Завтра на расширенном заседании Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам представители органов власти, естественных монополий и бизнеса будут говорить о том, как обуздать рост тарифов.

   Именно в таком формате обсуждения реально ожидать появления новых идей и взамоприемлемых решений.

   Российские монополии из года в год эксплуатируют 2 тезиса: отставание от мировых тарифов и бедственное состояние инфраструктуры. В последнее время появился новый аргумент - высокая стоимость их услуг способствует повышению ресурсоэффективности. В результате тарифы монополий растут в 1,5-2 раза быстрее инфляции. С одной стороны, сохранение этой тенденции создает угрозу для конкурентоспособности российского бизнеса. Но, с другой стороны, рост экономики невозможен без развития инфраструктуры, для чего требуются огромные инвестиции. Возможно ли инфраструктурное развитие без продолжения безумной тарифной гонки?

   Альтернатива инвестирования за счет текущих тарифных доходов - использование государственно-частного партнерства (ГЧП). В этом случае частный инвестор вкладывает собственные и заемные средства в инфраструктуру, а затем в течение нескольких лет окупает их за счет платежей потребителей. То есть масштабные инвестиции не закладываются сразу в тариф, а растягиваются на некоторый период. Тем не менее развитие ГЧП происходит не так быстро, чему имеется ряд причин.

   Во-первых, потенциальному инвестору требуется надежный долгосрочный прогноз доходов. Но для этого и тарифное регулирование должно иметь долгосрочный характер. Сейчас такая система широко внедряется лишь в электросетевых компаниях (методика RAB). Тем не менее существует принципиальная возможность распространения таких подходов и на другие виды инфраструктуры, включая ЖКХ.

   Во-вторых, в России сохраняется дефицит долгосрочных кредитных ресурсов. Определенные надежды в этой сфере внушает разворачивающаяся работа Центра ГЧП Внешэкономбанка, но на всю страну ресурсов одного банка явно не хватит.

   В-третьих, ощущается недостаток профессиональных инфраструктурных инвесторов. Конечно, на крупнейшие объекты (аэропорт Пулково, ростовский водоканал, теплосистема Перми) находятся инвесторы федерального и даже международного уровня. Но, например, с коммунальными системами небольших городов ситуация прин ципиально иная. Причем тут оператор часто не может эффективно работать без господдержки.

   В-четвертых, несмотря на увеличивающиеся проблемы, многие регионы и муниципалитеты не допускают частный бизнес к управлению инфраструктурными активами. Часто такая ситуация имеет корыстные причины. Список можно продолжить, но важно то, что ни одна из этих проблем не является нерешаемой.

Оригинал статьи


Архив